История керосина

История человеческой цивилизации – это постоянная борьба за свет, тепло, а позже и за топливо. Первоначально в качестве топлива использовалась древесина, позже люди научились применять для этих целей торф. Источники света тоже эволюционировали. Простой открытый огонь заменили лучины, свечи и лампады. Человечество постепенно выбиралось из «темного» периода. Но самым большим шагом на пути к свету и теплу стало открытие керосина.

Откуда произошло это слово? Большая советская энциклопедия утверждает, что своим происхождением слово обязано греческому «keros», то есть «воск». Совсем другое говорит русская энциклопедия, напечатанная в Петербурге. Если верить этому печатному изданию, слово произошло от названия английского торгового дома «Кэрръ и сын», звучание которого так похоже на «керосин».

Впервые о светлой горючей жидкости, выделяющейся из прогретой до определенной температуры нефти, заговорили еще в первой половине XVIII века. Среди первых ученых, которые заявили об этом, был российский медик И. Я. Лерх. Его заявление прозвучало в Баку примерно в 1732-1735 году. Но до промышленного производства керосина было еще очень далеко. Первые слабые признаки производства можно было наблюдать в 1746 года на Ухтинском нефтяном месторождении, проект возглавлял Я. Пряд. Производство керосина, хоть и слабое, но было налажено, а вот толку от этого было не много. Как производить горючую жидкость придумали, а вот где ее использовать – не знали. Поэтому керосин еще долго оставался невостребованным.

Следующий прорыв в развитии топливной промышленности – это появление нефтеперегонного аппарата. Изобрели его в России, которая первая стала рассматривать нефть, как полезное сырье. Пока европейцы обмазывали нефтью колеса, русские на Северном Кавказе перегоняли из нефти белую горючую жидкость и вовсю использовали ее для освещения. Руководили производством керосина братья Дубинины, которые в 1823 году построили первый в мире завод по перегонке нефти. В архивах управления Кавказа сохранилось свидетельство о том, что крестьянин Василий Дубинин вместе с братьями придумал способ очистки сырой нефти. Там же можно увидеть чертеж аппарата и пояснения к технологии. Завод братьев Дубининых можно считать первым крупным производством керосина.

Несмотря на то, что керосин наконец-то стал пользоваться популярностью, его производство приостановили. В то время царская власть тормозила развитие многих перспективных проектов и изобретений. Керосин в этом плане оказался более удачливым, спустя несколько лет его признали перспективным сырьем и 1830 году вернулись к его получению из нефти и изучению, но уже в лабораторных условиях. А в 1859 году в Сурханах был построен нефтеперерабатывающий завод. Производством керосина в промышленных масштабах руководил В. А, Кокорев. К тому времени удобные и безопасные керосиновые лампы прочно вошли в быт человека.

Основная цель нефтеперерабатывающей отрасли XIX века – это получение керосина. Бензин считался побочным продуктом переработки  нефти и использовался только в качестве бытового растворителя и немного в медицине. На первом месте стоял керосин, так как именно он обеспечивал освещение! А излишки никому не нужного бензина выливались в ямы и водоемы. На бензин обратили внимание только в 1911 году, после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Вторая волна востребованности керосина пришлась на 1950 год. Это время активного развития  авиации, топливом для которой стал керосин. В наши дни керосин используется не только как горючее для самолетов, но еще и как топливо для многих бытовых аппаратов.

В авиации керосин нашел применение и в качестве хладагента для смазки подвижных частей топливной системы. Высокие смазочные характеристики керосина обеспечивают подвижным и трущимся друг о друга деталям сопротивляемость к износу. Кроме этого, самолет летает на значительной высоте при низких температурах воздуха. Это значит, что авиационный керосин должен сохранять свои эксплуатационные характеристики при минусовой температуре: не кристаллизоваться, показывать высокую термоокислительную стабильность и удельную теплоту сгорания.

Из технического керосина получают этилен, пропилен и ароматические углеводы. Такой керосин используют в качестве топлива в печах для обжига керамики, стекла и фарфора, а также для обработки различных деталей. Есть еще деароматизированный керосин (глубокого гидрирования), который нашел применения как растворитель в производстве ПВХ. Для предотвращения накопления зарядов статического электрического в моечных машинах используется керосин с присадками из солей Cr и Mg.

В настоящее время керосин применяется в различных отраслях промышленности. Несмотря на то, что человечество шагнуло далеко вперед, керосин все еще нужен для освещения, калильные лампы сохранились во многих деревенских домах. Бытовые нагревательные приборы, резка металла, пропитывание кожи, растворитель в лакокрасочной промышленности – для всего этого необходим керосин.

Популярность керосина в качестве топлива объясняется его высоким и не коптящим пламенем, а также температурной устойчивостью. Последнее играет важную роль во время полетов на большой высоте при значительных минусовых температурах. Температура начала кристаллизации для разных марок авиационного керосина варьируется в пределах от -40 до -60°C! Еще одно важное свойство этого топлива – это малое количество серы, что позволяет применять его вблизи от людей.

В настоящее время керосин, как и сто лет назад, активно применяется во многих сферах человеческой жизни: в промышленности и в быту. Но мало кто знаком с историей этого важного сырья.